Благодаря высокому эстетическому чувству болгарский народ творит искусство из любого материала. Из любви к прекрасному орудию труда украшаются фигурками и черточками, дерево покрывают резьбой различной формы, одежда оживает посредством вышивки, украшений и галунов. Обусловленные чувством красоты в буднях, первоначально зарождаются домашние прикладные ремесла. Постепенно их объем и разновидности разрастаются, мастера совершенствуют свое умение в духе национальных традиций. В конце XIV века в Болгарии уже насчитывается 50 видов ремесел.
Качественный же шаг вперед выражается в отточенности художественной выработки, особенно благородных металлов, в обогащении композиции и орнамента. Эстетический принцип болгарских мастеров порожден преклонением перед природой и выражается в уподоблении ей. Этот пиетет вызывает к жизни и колоритные законы, нашедшие самое полное выражение в вышивке и текстильных ремеслах.
Ювелирное дело
Художественное ремесло, произведения которого имеют единственно декоративное предназначение. Даже при выработке столовой посуды, художественная цель по прежнему остается ведущей. Наследившее богатые традиции фракийцев, болгарское ювелирное дело постигает совершенство
формы и изящество выработки главным образом посредством крапления, филиграни и комбинации обоих способов ( между XVI и XIX вв.). Несмотря на то, что это ремесло особенно чувствительно к влиянию извне, особенно к влиянию западноевропейского барокко растительный и геометрический орнамент, как и композиция сохраняют национальное своеобразие. Не случайно произведения болгарского ювелирного дела хранятся в сокровищницах в музеях за пределами страны в афонских монастырях, в Румынии, Сербии.
Медицинское ремесло
Медицинское Ремесло также имеет выраженный художественный эффект. Вершины в своем развитии оно достигает в XVIII-XIX веках, когда декоративные приемы значительно расширяются начинают применять гравюры и ажурный фриз, ломаные линии. Сама выработка формы является искусством в зависимости от силы и частоты ударов украшения на кофейниках, котелках, подносах напоминают мелкие бусинки или разбросанные звезды. Если добавить и серебряное очарование луженых стенок, нетрудно понять любовь болгарина к медным сосудам, которые является великолепным украшением и современного интерьера.
Резьба по дереву
Резьба по дереву также одно из ремесел, имеющих прикладной и художественный характер. В Болгарии этим искусством занимаются исключительно мужчины. Существуют два типа резьбы по дереву мелкая неглубокая резьба и крупная глубокая. С древних времен болгарин украшал дерево резьбой, воссоздал природу на свирели и пастушьей герлыге, на ткацком станке.
Повсюду! Дерево всегда оживало под рукой умельца, а воображение дополняло новые фигуры, приемы, композиции. Так мелкая резьба начинается появляется в сочетании с красками. Из массового искусства она обуславливается как ремесло ( XV XVIII вв.).
Возникают центры, где резьба по дереву превращается в потомственную профессию ( Трявна, Копривщица, Котел, Жеравна, Троян, Тетевен). В период национального Возрождения ( XVIII XIX вв) плоская резьба появляется и в архитектуре с сохранившимся преимуществом геометрических и растительных орнаментов, но в увеличенных размерах. Резьбой украшают не только капители деревянных столбов, но и интерьер дома. Великолепные резные композиции можно видеть сегодня в домах эпохи Возрождения в Котеле, Трявне, Тетевене, Копривщице. Глубокая скульптурная резьба не столь популярна как профессия. Она связывается в первую очередь с архитектурой царских и боярских дворцов в IX веке. Новый подъем она отмечает в XVIII веке, когда резьбой начинают украшать иконостасы в монастырях. Тогда же появляются и центры школы со своим стилем и особенностями ( Афонская, Дебырская, Тревненская). Их шедевры сохранились по сей день в церквях и монастырях по всей стране.
Гончарное ремесло
Гончарное Ремесло быть может, самое старое на болгарских землях. Находки времен Первого болгарского государства (VII XII вв) и Средневековья свидетельствуют о глубоко укоренившемся национальном стиле в этом ремесле, которому присущи и художественные достижения. Об этом свидетельствуют не только форма предмета, но и его украшения. Обычные способы украшения гравировка, цветной рисунок и аппликация.
Гравировка, или поперечное нанесение прямых линий, сохранилась до XIX века в таких желтой или зеленой глазурью. Особое место занимают и линзообразные плоские бутылочки для ракии.
Текстильное искусство
Оно включает тканье покрывал, половиков и ковров. Данные о ковроткацком деле в Болгарии имеются с конца IX века, а в эпоху национального Возрождения (XVIIIXIX вв.) обуславливаются крупные ковроткацкие центры Котел, Чипровцы, Самоков, Панагюрище. Трудно охватить все декоративное разнообразие болгарского ковра, но в общих чертах котленский строго и крупно украшен, в то время как для чипровского характерен мелкий рисунок. К жанру ковра относят и так называемые губеры. Интересным разнообразием при них является техническое исполнение это ворсистые ткани, украшенные с одной стороны шерстяной бахромой. Родопские губеры представляют собой покрывала в широкую белую, коричневую и желтую полоску. Длинная шерстяная бахрома смягчает их контуры, придает тепло украшению. Губеры были известны на Балканском полуострове как ямболии ( по имени болгарского города Ямбол, где они изготовлялись). Они имеют крупный рисунок и контрастные краски на белом фоне.
Болгарские ковры, губеры, и покрывала производятся и сегодня в тех же центрах Котеле, Чипровцах, Панагюрище, Ямболе, Банско, в родопских селах. Их умелое выполнение, сохранившаяся красота рисунка и красок завоевали им славу далеко за пределами страны.
Народная вышивка
Народная Вышивка предназначена исключительно для украшения одежды. Она географически обусловлена в соответствии с декорацией, выполнением, цветом и композицией. Но общим для вышивки является растительный и геометрический орнамент и умелое техническое исполнение. Художественного эффекта, однако, болгарка добивается преимущественно путем “игры” с цветами. Как и в народной песне, ритмическое богатство получается при комбинации тонов от мягких красок осеннего золота до темного цвета отвара ореховых листьев, от бледного до контрастно яркого. Но всегда категорически преобладает красный цвет. Любовь к нему и к цветовым сочетаниям властвует и в Текстильном искустве.