Бачковский монастырь ставропигиальный монастырь " Успение Богородично« — второй по величине монастырь в Болгарии после Рилского монастыря.
Число монахов неизвестно.
Бачковский монастырь расположен в долине Чепеларской реки, которая известна под названием Чая, в 10 км от города Асеновград.
Монастырь красиво и завораживающе огорожен Родопскими холмами. Прекрасный вид, внушительный размер и история монастыря, делают его одним из най-посещаемых в Болгарии.
Бачковский монастырь один из старейших на Балканском полуострове, осуществлял взаимодействие трех культур — византийской, болгарской и старо грузинской.
В нем сохранились уникальная архитектурна и художественные памятники, которые бесценны для всей православной культуры.
Монастырь основан в 1083 году, грузином по происхождению Григорием Бакуриани (Пакуриан) — великий наместник западных войск византийского императора Алекси I Комнин. Сначала монастырь развивался как центр грузинского монашества. К концу XI века в нем появляется литературная школа в источниках известная как Петрицонская — название школы происходит от первого имени крепости в Петрич.
Работающие в монастыре литераторы производили перевод, в том числе и знаменитый ученик Иоанна Итала грузинский философ Йоан Петрици(1050-1130 г.г), благодаря чему осуществлялась связь средневековой Грузии с Византией. До наших дней монастырь сохранил икону, которая была подарена в 1311 г. грузинами Атанасом и Окропиром.
В 1344 года область Станимаки вместе с монастырем отдана болгарским царем Иваном-Александром византийской императрице Анне Савойской за обещание в помощи для борьбы против Иоана Кантакузина.
На продолжении 20 лет культурная жизнь в монастыре переживала подъем и пользовалась покровительством Ивана-Александра — царя , который оставлял богатые дарения. В его времена построены открытые аркады на верхних и нижних этажах монастырского склепа. Он заказал фрески во вновь образовавшуюся нишу: впечатляющий портрет самого царя Ивана Александра, Святого Константина и Елены, своего покровителя Иоанна Богослова, а на нижнем этаже старых ктитор — грузин.
В то же время, вероятно, был перестроена церковь «Св. Архангелов», которая была построена до XIII века. Святая икона храма — «Собор Архангелов» является одним из лучших произведений живописи со второй половины XIV века.
Бачковский монастырь остается в границах болгарского государства до 1364 года, когда османские войска захватывают Пловдив, Станимаку и другие родопские крепости.
Есть гипотеза, что в конце века здесь был заточен Тырновский Патриарх Евтимий, а в начале пятнадцатого века здесь работают его ученики-литераторы.
Вопреки неблагоприятным условиям, на протяжении долгих веков османского владычества Бачковский монастырь сохраняет свой авторитет и значимость.
Из сохраненных в библиотеке документах с конца XVI и начало XVII века видно, что большая часть имен дарителей это болгарские имена. Что показывает тесную связь монастыря с болгарским населением. В конце XVI века началась реконструкция монастыря, которая продолжалась до середины XVII века. В 1604 году была воздвигнута и сегодняшняя главная церковь «Святой Богородицы». Она была построена на фундаменте старой бакурианской церкви по образцу афонских храмов.
Старая столовая расположена в западной части южного крыла монастыря. Столовая построенная одновременно с главной церковью в начале XVII века и представляет собой право угольное помещение с полуцилиндрическим сводом и аспидом на западной стене, где сидел игумен.
Так же сохранен оригинальный мраморный стол, сделанный, по свидетельствующей надпись на столе, в 1601 году. За этим столе трапезничали монахи на протяжении нескольких веков.
В 1643 году столовая украшена фресками, которые по художественному достоинству могут быть сравнимы только с афонскими образами и по точно с живописью столовой Великого лавра Св.Атанасия.
За тот же период в монастыре сохранились замечательные произведения прикладного искусства — великолепные церковные утвари, рукописи и многое другое, часть из которых сохранилась в монастырском музеи, а другая часть в Церковном историко-археологическом музеи в Софии.
Так же известна и монастырская библиотека с ее византийскими, староболгарскими и даже старо грузинскими книгами. Например среди них уникальная византийская музыкальная рукопись.
В 30-е годи XX-го века в монастыре были найдены 103 рукописи и 252 старопечатные книги, которые с правом называются «истинные литературные сокровища, одинаково ценны для историка, литургиста и патролога, как и для палеографа и филолога»
Новое целостное расширение монастыря происходит в 30-40-е годи XIX века на средства болгарского населения и родителей Болгарского возрождения Стояна Чалыкова и его брата Вылко(от известного рода в Пловдиве и Одрине) — ктиторы монастыря от 1780 года дон 1860 года.
Здания в южной части двора Бачковского монастыря с церковью Св.Николая были построены в 1834 году во времена игумена Анания — болгар из Сливена.
Следующий игумен — старозагорский иеромонах Матей, приглашает Захария Зографа (1810-1853 г.г.) чтобы украсил своими работами новопостроенную церковь.
Известный болгарский живописец рисует между 1839 и 1841 годами интерьер и открытый притвор церкви Св. Никола, арочный свод — проход по церковью "Св.Архангелы«.В сценах, иллюстрирующие Евангелие притчи( церковь «Св.Архангелы»), или в «Судный день» Захарий Зограф воссоздает архитектуру и атмосферу быта болгарского город Возрождения , болгарский дома Возрождения путем обновления христианских традиций и их интерпретации с четкой социальной направленности. Они проникнуты жизнерадостным юмором, выражен в наивную театральность позы и жесты фигур, который напоминает моральную драму болгарского театра Возрождения.
Чуть позже другой известный художник — Алексей Атанасов нарисовал на внешней стене столовой расширенную панораму Бачковского монастыря. Она включает в себя образы всех ктиторов и восстановителей монастыря, участвующие в крестном ходе с чудотворной иконой Богородицы. Художник представляет ряд часовни и святые места в непосредственной близости от монастыря, некоторые из которых существуют и по сей день.
В XIX веке Бачковский монастырь является самым важным духовным центром области, к которой тяготеют небольшие культурные центры в его районе и от куда распространяются художественные нововведения.
В 1894 году монастырь окончательно отходит под ведомство болгарского экзархата. Бачковский монастырь существует уже более девяти веков как неугасающее духовное пламя. Созданные в нем культурные ценности являются важной частью нашей истории — как эстетический пик и как сущность явления в духовной жизни болгарского народа.
Бачковский монастырь — это великая святыня не только для трех православных народов грузин, греков и болгар, но и для всей Православной Церкви. Вступая в десятое столетие своего существования, он все еще скрывает важные аспекты своего духовного наследия.
Копирование и использование текста разрешается при условии обратной ссылки на первоначальный источник, т.е. на сайт: http://www.bibproperty.ru
Все права защищены.